
15.06.21
Кимико Хирата, основательница японской неправительственной организации Kiko Network, получила престижную экологическую премию Голдмана (Goldman Environmental Prize) за 2021 год.
Эту международную награду, неофициально называемую «зеленой Нобелевской премией», ежегодно вручают активистам в области охраны окружающей среды из шести регионов мира – Африки, Азии, Европы, Северной Америки, Южной и Центральной Америки, а также островов и островных государств.
Премия была присуждена Хирате за двадцатилетнюю деятельность по продвижению чистой энергетики и борьбу за прекращение поддержки Японией угольной генерации внутри страны и за рубежом.
Kiko Network занимается экологическим и климатическим просвещением, развитием местных и региональных инициатив и работой над международной и национальной климатической повесткой с целью преодоления климатического кризиса, декарбонизации экономики и перехода к энергетике, не основанной на ископаемом топливе или ядерной энергии.
Хирата стала одним из ведущих голосов, выступающих против строительства в Японии 50 новых угольных энергоблоков, проекты которых появились после остановки атомных электростанций, последовавшей за катастрофой на АЭС «Фукусима» в 2011 году.
За последние несколько лет 13 таких проектов были отменены в большой степени благодаря кампании, проводимой против угольной генерации усилиями Хираты и Kiko Network.
Эти 13 энергоблоков, общей мощностью 7,03 ГВт, за годы своей эксплуатации выбросили бы в атмосферу более 1,6 млрд тонн углекислого газа, сообщается в рассказе о лауреате из Японии и ее работе на сайте премии Голдмана.
Предотвращенный в результате отмены проектов климатический ущерб равноценен эффекту, которого можно было бы достичь, снижая количество автомобилей на дорогах на 7,5 млн машин каждый год в течение 40 лет, говорится на сайте премии.
Возврат к угольной генерации был обусловлен политикой японского правительства, вынужденного в условиях остановленных АЭС наращивать объемы производства электричества, с одной стороны, и интересами японских энергетических компаний с другой, рассказывается на сайте.
Япония и сейчас остается третьим по величине в мире импортером угля и единственной страной «Большой семерки» со значимым количеством уже реализуемых проектов угольной генерации, указывает сайт, а также пятым по величине глобальным источником выбросов диоксида углерода.
Энергетические компании также продлевают срок службы старых или строящихся угольных электростанций, обещая модернизацию оборудования, пишет Guardian, приводя слова Хираты о том, что правительству следует тверже противостоять коммерческим интересам ради того, чтобы не сбиться с курса ухода от угля и достичь объявленной ранее цели сокращения выбросов к 2030 году.
Само же японское общество раньше не считало глобальное потепление приоритетом, пишет Guardian. Усилия Хираты – организация выступлений зарубежных экспертов, встречи с жителями городов, где расположены электростанции, информирование об опасностях сжигания угля –помогли продвинуть проблему на более важное место в политической повестке и создать мощное общественное движение за уход от использования угля.
Как считает Хирата, комментарии которой приводит издание, о новых угольных проектах в самой Японии или при финансовой поддержке Японии за рубежом теперь можно не беспокоиться: финансовые институты и торговые компании уже признают связанные с углем риски для бизнеса и репутации.
В конце апреля энергетическая и эксплуатационная компания Kanden Energy Solution, дочернее предприятие Kansai Electric Power Company, отменила проект угольной ТЭС мощностью 1,3 ГВт в порту Акита – последний проект новой угольной электростанции в Японии.
В пресс-релизе компания указала, что причиной решения стала «сложившаяся проблема с оценкой будущей жизнеспособности проекта».
С учетом отмененных планов по ТЭС в порту Акита, в Японии больше не остается новых проектов угольных электростанций за исключением тех восьми, которые уже вошли в стадию строительства.
Теперь, пишет Guardian, работа Хираты сосредоточена на ускорении процесса.
«Движение в сторону ухода от угля растет во всем мире, – сказала Хирата изданию. – Тенденция и направление верны. Проблема – в скорости. Реализация должна двигаться более быстрыми темпами вслед за сдвигами в политике. Мы видим много концептуальных целей и политических решений, но нам нужны реальные экономические изменения».
В конце апреля, накануне организованного Соединенными Штатами климатического саммита лидеров, премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга заявил, что Япония будет стремиться к 2030 году сократить выбросы углекислого газа на 46% от уровня 2013 года (вместо действовавшей до того цели в 26%) ради достижения заявленной в прошлом октябре цели выхода на углеродную нейтральность к 2050 году.