
10.07.2021
Частные банки Японии, США и Великобритании предоставляют львиную долю финансирования на новые проекты угольных электростанций за рубежом, говорится в новом исследовании Центра политики глобального развития (Global Development Policy Centre) при Бостонском университете.
Опубликованные центром подсчеты опровергают распространенное представление о том, что большая часть экспортных проектов новых угольных ТЭС финансируется КНР.
Выход исследования совпадает с растущим импульсом к отказу от финансирования угольной генерации, указывает South China Morning Post: в мае министры по окружающей среде и климату стран «Большой семерки» в коммюнике по итогам встречи в Лондоне подчеркнули, что «международные инвестиции в угольные электростанции, не оборудованные системами по улавливанию и хранению углекислого газа, должны прекратиться немедленно» и договорились прекратить предоставлять «дальнейшую прямую государственную поддержку» таким проектам до конца 2021 года.
Однако, указывают бостонские исследователи, эффект от взятого на себя странами «Большой семерки» обязательства серьезно нивелируется фактором частного финансирования угольной генерации.
Согласно их подсчетам, из общего объема финансирования, получаемого под проекты строительства угольных ТЭС в третьих странах в период с 2013 года по середину 2019 года, на китайские инвестиции пришлось лишь 13%.
Остальные 87% и государственного, и частного финансирования новых проектов в угольной генерации поступают не из Китая.
Ранее, пишут исследователи, участие Китая в таких проектах оценивалось гораздо выше, вплоть до 70%.
Впрочем, если рассматривать объем только государственного финансирования зарубежных угольных ТЭС, доля Китая в таких инвестициях составляет уже 50%.
Частично ошибочное представление о преимущественно китайском финансировании угольных ТЭС за рубежом вызвано «недостатком прозрачной, надежной, системной и всеобъемлющей информации» о трансграничных финансовых потоках, в особенности тех, что касаются угольных электростанций, пишут авторы исследования.
Согласно более недавним данным, собранным и опубликованным несколькими общественными организациями, крупнейшими источниками финансирования глобальной угольной индустрии являются японские и западные институциональные инвесторы и коммерческие банки.
Исследование источников финансирования всей цепочки производства и использования энергетического угля, выпущенное в 2021 году немецкой Urgewald совместно с рядом других неправительственных НКО, показывает, что по результатам января 2021 года на долю американских инвесторов в целом приходится 58% институциональных инвестиций в мировую угольную отрасль.
В общей сложности инвесторы в США владеют акциями и облигациями на сумму $602 млрд. Лидируют среди них паевой фонд Vanguard, с $86 млрд угольных вложений, и компания по управлению инвестициями BlackRock, чьи вложения в уголь составляют $84 млрд.
Второе и третье места среди лидеров по инвестициям в глобальную угольную отрасль занимают инвесторы из Японии и Великобритании – по 8% и 5% соответственно.
При этом в период с 1 октября 2018 года по 31 октябрь 2020 года Япония была на первом месте по финансированию, предоставляемому угольному сектору коммерческими банками: $76 млрд, или 23,5% таких инвестиций. За японскими частными банками следуют американские – $68 млрд, или 21%, и британские – $22 млрд, или 7%.
На долю коммерческих банков из этих трех стран пришлось 52% общего финансирования, предоставленного угольным компаниям в мире.
Многие из коммерческих банков при этом сделали в последнее время амбициозные заявления о приверженности климатическим целям, пишут авторы бостонского исследования, и возможность проконтролировать выполнение этих обязательств и принимать скоординированные решения зависит от того, насколько доступны и прозрачны данные о финансировании климатически значимой деятельности.
Авторы, публикуя работу в преддверии очередной встречи министров стран «Большой двадцатки», указывают на необходимость глобального лидерства в ускорении ухода от угольной генерации и призывают страны G20 к действиям по ограничению любого финансирования ископаемого топлива за рубежом, начиная с отказа и от государственного, и от частного финансирования зарубежных проектов угольных электростанций.
Они также призывают к созданию официальной системы раскрытия информации по угольному финансированию, с тем чтобы мировое сообщество могло надлежащим образом отслеживать и фиксировать такое финансирование и возлагать на представителей государственного и частного сектора ответственность за исполнение принятых ими климатических обязательств.
(South China Morning Post, Boston University, Global Coal Exit List)