Климат Россия Экология Энергетика

Исследование C40 Cities: Москва в списке страдающих от угольного электричества

Фото: Artem Beliaikin/ Pexels.com

20.10.2021

К 2030 году угольная энергетика может вызвать более четверти миллиона преждевременных смертей в разных городах мира. Среди этих городов, согласно новому докладу, подготовленному по заказу альянса C40 Cities, может быть и Москва: российская столица уже в списке городов с преждевременной смертностью, связанной с угольным загрязнением.

В сентябрьском докладе «Города без угля: факторы здоровья и экономики как обоснование перехода к чистой энергии» (Coal-freecities: the health and economic case for a clean energy revolution) опубликованы данные о человеческих и материальных издержках, возникающих из-за использования угольного электричества городами C40 Cities. В этот альянс входят около 100 ведущих городов мира – Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Берлин, Токио, Мумбаи и других, обозначивших различные климатические цели и намерения.

Над докладом работала группа экспертов Центра исследований энергетики и чистого воздуха (Centre for Research on Energy andClean Air, CREA), исследовательского центра Vivid Economics и Центра глобальной устойчивости (Center for Global Sustainability, CGS) при Мэрилендском университете.

Выводы ученых основаны на моделях прогнозных расчетов экономического и социального развития 61 города альянса в 27 странах. В исследовании C40 моделируются показатели по двум сценариям: реализация существующих планов использования угля до 2030 года и поэтапный отказ от него и переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ).

Второй сценарий, основанный на сокращении выбросов парниковых газов от угольной генерации, должен также способствовать удержанию роста глобальной температуры в пределах 1,5 ⁰C, в соответствии с целями Парижского соглашения по климату. Он предполагает, что страны Организации экономического сотрудничества и развития полностью перейдут на возобновляемую энергетику к 2030 году, а прочие – к 2050-му.

Исследователи отмечают, что уголь является крупнейшим источником получения электроэнергии в мире, а также одним из основных источников антропогенных выбросов углекислого газа. Уголь является причиной 30% выбросов СО2 от энергетики и «ответственен» за нагревание планеты на 0,3 °C.

Как отмечают авторы доклада, большинство крупных городов мира имеют «тесную связь» с углем. Исследователи приводят данные: 38% электричества в мире производится за счет угля, при этом 68% угольных мощностей находятся в 500-километровой зоне вокруг большей части городов альянса.

Последнее важно потому, что загрязнение от эксплуатации угольных станций, подчеркивают исследователи, способно переноситься на большие расстояния, являясь значительным фактором ухудшения качества воздуха в городах.

Вместе с тем, поскольку на города приходится две трети мирового потребления первичной энергии, они находятся в авангарде перехода к чистой энергетике, пишут эксперты.

Города имеют возможность производить более дешевое электричество, отказавшись от угля в пользу возобновляемой энергетики, что позволит, во-первых, во всех городах создать большее количество рабочих мест, чем при использовании угля, а во-вторых снизит уровень атмосферного загрязнения.

Авторы исследования рассчитали воздействие угольной генерации на климат планеты, здоровье людей, рабочие места и экономику по состоянию на 2019 год, а также, исходя из имеющихся у различных стран планов по строительству или выводу из эксплуатации угольных ТЭС, на период с 2020 по 2030 годы.

Согласно исследованию C40, наиболее значительный рост угольных генерирующих мощностей в радиусе 500 км от городов и, как следствие, увеличение и загрязнения воздуха, и выбросов углекислого газа, ожидается в развивающихся странах Азии – таких как Китай, Индия, Бангладеш и Вьетнам. Всего расширение угольной генерации и, соответственно, возросшее воздействие от угля вероятно в 42 городах альянса – или 69% от общего числа исследованных в докладе.

В списке городов с преждевременной смертностью из-за загрязнения воздуха от угля в городах альянса C40 на первых местах с самыми негативными показателями – Калькутта, Йоханнесбург, Джакарта. Но попали в него и мегаполисы богатых стран – Чикаго, Токио, Нью-Йорк, Вашингтон, Сидней и другие. Единственный российский город, являющийся членом С40, Москва, занял в списке 22-е место. Здесь, согласно докладу, на 2019 год регистрировалось порядка 300 преждевременных смертей в год. Как указывают авторы, воздействию самых загрязняющих станций подвергаются города C40 в ЮАР, Австралии, Индии, Таиланде, Вьетнаме, Турции и Индонезии.

Впрочем, преждевременная смертность в части городов альянса, включая Москву, должна снизиться, как следует из представленных данных, основанных на сравнении угольных мощностей, имевшихся на 2019 год, с планами по угольной генерации на 2030 год.

И еще более кардинального снижения преждевременной смертности и нагрузки на здравоохранение городов можно ожидать при ускоренном выводе угольных ТЭС из эксплуатации в соответствии со сценарием удержания роста глобального потепления в пределах 1,5 ⁰C.

Однако, как показывают результаты исследования, чтобы осуществить этот сценарий, угольные мощности внутри и вокруг территории городов альянса потребуется в текущем десятилетии сократить на 61%. По нынешним же планам угольная генерация в радиусе 500 км от городов C40, напротив, вырастет на 4%.

При этом загрязнение воздуха сказывается не только на здоровье жителей, но также, согласно докладу, на социальном равенстве среди городского населения.

Распределение угольного загрязнения внутри городских территорий, по результатам проведенного авторами моделирования, неравномерно: 29 из рассмотренного в исследовании 61 города имеют угольные ТЭС внутри городской черты. Такое «соседство» ведет к экологической несправедливости: жители одних районов – ближайших к ТЭС – подвергаются большему воздействию загрязняющих веществ, чем жители других. Эксперты приводят в пример Чикаго, где воздействие выбросов от двух электростанций больше ощутимо на западе, юге и юго-западе города и усугубляет социальное положение в районах, где и так процент населения с низким уровнем дохода выше, чем в целом по городу.

С экономической же точки зрения загрязнение от угольных электростанций ведет к повышенным расходам на здравоохранение, а также издержкам и снижению доходов за счет преждевременных смертей и полной или частичной утраты работоспособности. Системы социального страхования часто не компенсируют работникам потерю дохода из-за вызванных загрязнением проблем со здоровьем, отмечают авторы, и особенно это касается неформально занятых и самозанятых.

Вот основные выводы доклада:

• «Уголь смертоносен для городов». К 2030 году 264900 жителей городов могут умереть преждевременно из-за заболеваний, вызванных загрязнением воздуха от угольных электростанций; 19160 преждевременных смертей, связанных с негативным влиянием угольной генерации, были зарегистрированы в городах С40 только в 2019 году.

• «Уголь воздействует на все аспекты здоровья горожан». C 2020 по 2030 год угольная энергетика может привести к 121100 случаев преждевременных родов, 93600 вновь выявленных случаев астмы у детей, 247900 экстренных обращений за помощью врача из-за приступов астмы.

• «Экономические издержки, связанные с угольной нагрузкой на здоровье, значительны». Преждевременная смертность влечет для городов C40 расходы в размере $877 млрд с 2020 по 2030 год; 9,2 млн дней было пропущено работниками из-за проблем со здоровьем, вызванных загрязнением от угольной энергетики, в 2019 году, а к 2030 году число таких дней может составить 124 млн; экономические потери от невыхода на работу оцениваются в $10,5 млрд.

• «Технологии «чистого угля» не спасут». Те, кто выступает за продолжение использования угля, настаивают на причислении к «чистым» технологиям наиболее производительных на сегодня угольных ТЭС с ультрасверхкритическими параметрами пара или ТЭС, оборудованных эффективными системами снижения выбросов. Но моделирование показывает, что выбросы парниковых газов, загрязнение воздуха и негативное влияние на здоровье даже в случае внедрения подобных технологий остаются высокими из-за значительного объема мощностей. Не решит проблему выбросов и замена угля другими ископаемыми видами топлива, такими как газ. Использование ископаемого топлива несовместимо со здоровым будущим и решением климатического кризиса.

• «Города могут обеспечить зеленое, справедливое и процветающее будущее, отказавшись от угля и заменив его возобновляемыми технологиями с нулевым выбросом углерода». До 2030 года ВИЭ могут создать 6,4 млн рабочих мест – на 1,1 млн больше, чем в текущих планах с использованием угля. Прирост занятости возможен в каждом из исследованных городов – даже в странах с высоким потреблением угля, пишут исследователи. В США, по данным доклада, переход на возобновляемую энергию может привести к увеличению количества рабочих мест на 10–27%, в Китае – на 10–20%. В результате экологизации городского энергоснабжения в Нью-Йорке может быть создано 93 тыс. рабочих мест, в Мумбаи – 249 тыс., в Стамбуле – 88 тыс., в Москве – 216 тыс.

Как отмечается в пресс-релизе к докладу, хотя возобновляемые источники энергии дешевле ископаемых видов топлива во многих частях мира, а осведомленность о последствиях загрязнения воздуха для здоровья больше, чем когда-либо, спрос на угольную электроэнергию остается на рекордно высоком уровне.

На данный момент в мире в стадии строительства или предпроектной подготовки находятся проекты угольных ТЭС общей мощностью 481 ГВт – больше, чем суммарная мощность угольной генерации США (233 ГВт) и ЕС (143 ГВт) вместе взятых.

«Данные ясны: чтобы предотвратить изменение климата, обеспечить рост экономики, защитить здоровье населения и спасти жизни, мы должны полностью отказаться от угля – как можно быстрее, – комментирует выводы экспертов в пресс-релизе президент совета директоров C40 Cities, специальный посланник ООН по климату и бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг.

На предстоящем в ноябре в Глазго климатическом саммите ООН мир должен принять решения, касающиеся изменения климата, и «поэтапный отказ от угля и начало справедливого перехода к чистой энергии должны стать главным приоритетом», считает Блумберг.

В качестве альтернативы нынешним процессам в докладе приводятся примеры передовой практики того, как города C40 принимают прямые и косвенные меры для ускорения перехода от угля к возобновляемой энергетике.

К примеру, в Лос-Анджелесе предпринимаются шаги по закрытию электростанций, работающих на угле и ископаемом топливе, которые напрямую или совместно принадлежат мэрии.

В Окленде, в той же Калифорнии, муниципальные власти проголосовали за запрет хранения и обработки угля в пределах юрисдикции города.

В Токио с 2010 года действует система ограничения выбросов и торговли квотами, стимулирующая отказ от электроэнергии на угле в крупных коммерческих и промышленных зданиях.

Хьюстон и Иокогама предприняли шаги по обеспечению муниципальных объектов 100% чистой возобновляемой энергией.

Сан-Франциско и Бостон организовали общественные программы, которые помогают потребителям переключаться на использование ВИЭ в своих домах и на предприятиях.

Программа Solar Map южноафриканского Дурбана позволяет местным жителям оценить потенциальные затраты и экономию на установке солнечных батарей.

На данный момент 14 городов С40 Cities отказались от связанных с ископаемым топливом инвестиций в своих пенсионных фондах.

Анализ воздействия угольной энергетики на города распространился только на города альянса С40, и потому в него не вошли, например, сибирские и дальневосточные города России, в большей степени, чем в других регионах страны, попадающие в ареал влияния угольных объектов.

По данным Global Energy Monitor, в России в эксплуатации по состоянию на июль 2021 года находится 321 угольный энергоблок суммарной мощностью 43,148 ГВт, работающий на 77 станциях (в статистику входят объекты мощностью от 30 МВт). Большая их часть расположена на юге Сибири и на Дальнем Востоке. Десятки угольных моногородов работают только в Кузбассе, миллионы сибиряков получают от угольных ТЭС не только электроэнергию, но и тепло.

При этом, как свидетельствует публичная статистика, значительный ущерб окружающей среде и здоровью людей наблюдается в регионе, где в основном сосредоточены и предприятия по добыче угля – Кемеровской области.

Эту тему поднимала экологическая организация «Экозащита» в опубликованном в прошлом году докладе «Гонка по нисходящей» о последствиях добычи угля для природы и здоровья населения в Кузбассе.

Опираясь на официальные данные, эксперты «Экозащиты» проследили связь между ростом угледобычи и ухудшением состояния здоровья и смертностью жителей сибирского региона.

«В 2019 году смертность в главном угольном регионе страны была на 16% выше, чем в среднем по России (1228,1 против 1425,7 на 100 тыс. человек), – говорится в документе. – С 2003 по 2019 год в Кузбассе заметно увеличилась смертность от злокачественных новообразований на 100 тыс. населения – с 208,94 в 2003 году до 240,8 в 2019 году. Смертность от болезней органов дыхания в Кемеровской области, по официальной статистике, уже почти 30 лет значительно превышает общероссийский уровень: 75,95 человека на 100 тыс. населения в Кузбассе против 58,98 по России».

Они также обратили внимание, что в Кузбассе повсеместно не соблюдается требование об установлении санитарно-защитных зон в 1 км от границы угольного разреза и 500 м от отвалов. «В таких городах, как Киселевск и Прокопьевск, расстояние от жилых домов до края угольного разреза может быть менее 200 м», – указано в докладе общественной организации.

Ольга Подосенова

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: