
Министр штата Чхаттисгарх: Леса Хасдео должны стать «запретной зоной» для угольщиков
В лесах Хасдео, раскинувшихся на 180 тыс. га в центральной части индийского штата Чхаттисгарх, произрастают более 80 видов деревьев. Они служат домом огромному количеству разнообразных млекопитающих, рыб, рептилий, птиц. Веками за этой землей, включая расположенные на ней священные рощи, ухаживали живущие здесь племена. Увы, леса Хасдео растут на земле, в недрах которой спрятан миллиард тонн угля. Активную разработку этих угольных запасов начал и пытается расширить индийский индустриальный гигант Adani.
В октябре 2021 года представители коренных народностей Хасдео предприняли смелую попытку противостоять дальнейшей добыче угля на этой земле и спасти деревни, которым грозило уничтожение. Они прошли более 300 км до столицы штата, города Райпур, чтобы заявить свою позицию властям. Глава правительства обещал принять их мнение во внимание, но буквально в течение нескольких дней в Хасдео было выдано разрешение на освоение еще одного участка.
Теперь же один из высокопоставленных членов кабинета министров Чхаттисгарха заявил, что хочет, чтобы леса Хасдео были объявлены «запретной зоной» для угледобычи – притом что его же правительство продвигает открытие новых участков добычи на этой земле, пишет Джефф Лоу в Adani Watch.
Уголь все еще играет ведущую роль в России – и Москва хочет добывать еще больше
Постепенно метана становилось все больше. Вначале он скапливался под кровлей выработки, затем, видимо, все так же незаметно, стал заполнять саму лаву – пока случайная искра не воспламенила всю массу, и тут прогремел взрыв. Погибли десятки людей – и шахтеры, и спасатели.
Нет, это случилось не на шахте «Листвяжная», трагедия на которой произошла в Кузбассе в конце ноября. Речь о другой катастрофе, ударившей по этому угольному региону 11 лет назад, – на шахте «Распадская», в трех часах езды к юго-западу области.
За 11 лет, прошедших между двумя этими самыми тяжелыми авариями в угольной отрасли России – та, первая, унесла жизни 91 человека, жертвами второй стал по меньшей мере 51 человек, – добыча угля в стране только выросла, и выросла значительно.
Номинально правительство поддержало призывы переориентировать экономику и промышленность в сторону от угля. Еще до климатического саммита в Глазго была согласована стратегия долгосрочного низкоуглеродного развития и задана цель достижения углеродной нейтральности к 2060 году. Россия, по словам ее президента, «активно и инициативно участвует в международных усилиях по сохранению климата».
Между тем добыча угля в стране, а также расширение железнодорожной инфраструктуры в Восточной Сибири для его вывоза на экспорт по-прежнему в числе приоритетных задач, пишет Майк Экел для Radio Free Europe.
Угольные электростанции Западных Балкан – слепые пятна Евросоюза
В глобальном масштабе пять западно-балканских государств, вырабатывающих электричество за счет угля, возможно, не занимают первые места по абсолютным объемам выбросов углекислого газа. Но если посмотреть на атмосферное загрязнение и его воздействие на сам регион и на соседние регионы Евросоюза, картина выглядит совсем иначе. В 2020 году 18 угольных электростанций западно-балканских стран выбросили в 2,5 раза больше диоксида серы, чем весь парк угольных станций, работающих на территории ЕС, который включает 221 ТЭС.
В 2018–2020 годах загрязнение воздуха от угольной энергетики Западных Балкан привело, по оценкам, по меньшей мере к 19 тыс. смертей, из которых 12 тыс. были вызваны нарушением обязательств по сокращению загрязнения в рамках директивы ЕС по выбросам от крупных установок сжигания.
Более половины этих предотвратимых смертей имели место в Евросоюзе, который импортирует 8% электроэнергии, производимой угольными станциями Западных Балкан. Более всего от высоких объемов загрязнения, поступающего от этих ТЭС, пострадали Италия, Венгрия, Румыния, Греция, Болгария и Хорватия. Евросоюз одновременно пользуется дешевым электричеством, вырабатываемым этими установками, и оплачивает связанные с ним значительные расходы на здравоохранение.
ЕС должен активизировать действия в том, чтобы настоять на сокращении западно-балканскими странами загрязнения от своих угольных электростанций и приведении их эксплуатации в соответствие с нормативами по выбросам, пишут депутаты Европейского парламента Петрос Коккалис и Виола фон Крамон-Таубадель для Euractiv.