Добыча Россия Экология

Хакасия воздерживается от новых разработок угля

15.12.2021

Неделю назад Федеральное агентство по недропользованию отменило аукцион на право освоения участка Бейского каменноугольного месторождения в Республике Хакасия. Ранее с просьбой принять такое решение в ведомство обратилось правительство региона, пояснив, что добыча на участке ухудшит состояние окружающей среды и усугубит социальную напряженность в республике.

При этом декабрьские торги – не первый отмененный в Хакасии аукцион на добычу угля на очередном участке. Все запросы о выдаче новых лицензий на разработку угольных месторождений за последние три года были отклонены правительством Хакасии, сообщила пресс-служба руководства республики 10 декабря, отметив, что последняя лицензия на разработку месторождений была выдана в июле 2018 года прежним составом правительства.

Хакасский эколог Мария Чебодаева в разговоре с изданием «Весь уголь» оценила очередную отмену аукциона как сигнал, что власти, наконец, начали прислушиваться к мнению общественности, но предупредила о вероятности дальнейших попыток расширить добычу угля в регионе.

Аукцион на право добычи каменного угля и песчано-гравийной смеси на участке Чалпан-4 на западном фланге Бейского месторождения, с запасами более 323 млн тонн угля, был объявлен Роснедрами в середине ноября.

Как сообщили тогда представители пресс-службы региона, «власти Хакасии намерены сделать все возможное, чтобы отменить аукцион на новое угольное месторождение».

«На территории Бейского каменноугольного месторождения свою деятельность уже осуществляют несколько крупных угледобывающих предприятий, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды. Появление дополнительного участка увеличит антропогенную нагрузку на экосистему, усугубит экологическую ситуацию и обострит существующую социальную напряженность», – говорилось в сообщении пресс-службы.

Правительство Хакасии, согласно сообщению, направило письмо на имя руководителя Роснедр Евгения Петрова с просьбой принять решение об отмене аукциона.

Похожую аргументацию правительство Хакасии приводило и весной этого года, накануне аукциона на право разработки месторождения угля в Аскизском районе.

Тогда, как сообщала пресс-служба республики, по поручению главы Хакасии Валентина Коновалова в Москве были проведены переговоры с заместителем руководителя Роснедр Сергеем Аксеновым.

«Понимание найдено, – написали на сайте правительства Хакасии в мае 2021 года, – в Роснедрах услышали позицию властей региона: в результате появления разрезов в Аскизском районе могут пострадать сельхозтоваропроизводители, археологические памятники, увеличится антропогенная нагрузка на экосистему. Также может обостриться социальная напряженность, связанная с работой действующих разрезов».

В Роснедрах, согласно пресс-службе, тогда «поддержали доводы региона о том, что интересы населения превыше всего». В той же публикации сообщалось, что «работа правительства Хакасии, направленная на то, чтобы не дать состояться аукциону на право разведки и добычи угля в Аскизском районе, продолжается».

Торги, согласно приказу Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, были отменены 24 мая.

О том, что угледобывающие компании негативно влияют на окружающую среду региона, не первый год говорят и представители местного населения.

«Орудием геноцида хакасского народа» называет деятельность угледобывающих компаний руководитель Хакасского общественного экологического фонда «Ирис» Чебодаева.

Как рассказала Чебодаева в разговоре с «Весь уголь», традиционное хозяйство местных жителей – скотоводство. А после того, как в июле 2018 года предприятие «Разрез Майрыхский», входящее в состав угледобывающего холдинга «Коулстар», выиграло конкурс на добычу энергетического угля на участке «Бейский-Западный» Бейского месторождения, территория, по словам активистки, начала превращаться в зону экологического бедствия.

Как следует из информации на сайте «Коулстар», «Разрез Майрыхский», осваивающий также участок «Майрыхский» на том же месторождении, в 2021 году по планам должен увеличить добычу на участке до 5 млн тонн в год, а с вводом в эксплуатацию участка «Бейский-Западный» к 2024 году планирует достичь объема производства в 15 млн тонн. Общие запасы в границах двух участков составляют 1,36 млрд тонн.

Свои разработки в регионе угольные компании ведут открытым способом, а для очистки угля используют экспериментальные китайские установки по сухому обогащению угля, отделяющие уголь от пустой породы с помощью сжатого воздуха, без использования воды. Установки, которые в народе прозвали «черными драконами», являются огромным источником пыли.

«По словам местных жителей, как только установки начинают работать, черная сажа наполняет воздух и покрывает все вокруг, затрудняя дыхание», – рассказывал в августе прошлого года Антидискриминационный центр «Мемориал» в большом материале под названием «Как угледобыча уничтожает коренные народы Cибири». Материал посвящен нарушениям со стороны угольных компаний прав коренного населения Хакассии и Кузбасса – хакасов, шорцев и телеутов – и воздействию добычи угля на окружающую среду, традиционную среду обитания и здоровье жителей.

Как демонстрируют кадры фильма «Черные драконы Хакасии», снятого в январе 2020 года российской экологической группой «Экозащита!» об экологической катастрофе в Койбальской степи Хакасии, «хвосты» этих «драконов» хорошо видны в ясную погоду. Виден и черный снег, уже ставший привычным явлением в степи, где расположены населенные пункты и многочисленные фермерские хозяйства. Видны и отвалы – неотъемлемая часть открытой добычи угля. На фоне отвалов и черных хвостов в фильме слышны звуки очередного взрыва на разрезе.

«Обратите внимание, пылевое облако накрывает [село] Аршаново, – рассказывает на видео хакасский активист Евгения Прусс, пока камера показывает пылевые шлейфы обогатительных установок, а затем стелющееся по территории серое марево. – Оно просто закрывается полностью […] пылью».

«Разрез Майрыхский» и «Разрез Аршановский», также работающий на Бейском месторождении, инициировали, кроме того, большое количество процессов по принудительному изъятию сельскохозяйственных земель у фермеров, якобы для государственных нужд – в пользу частных угольных компаний, говорит Чегодаева.

Сейчас, по ее словам, власти, наконец, начали учитывать реалии. Последний пример – очередная отмена аукциона, которую местное население оценивает как позитивный сигнал.

Кроме упомянутых властями и жителями Хакасии экологических проблем, для развития угледобычи в регионе есть и другое препятствие: летом нынешнего года руководство региона заявило о проблеме вывоза добываемого в республике угля по железной дороге на восток.

«Хакасским предприятиям угольной промышленности ограничен доступ к железнодорожной инфраструктуре Восточного полигона, часть добываемого угля не вывозится, не продается, а остается на складах», – цитировало в августе пресс-службу правительства Хакасии агентство «Интерфакс».

Согласно заявлению пресс-службы, за первые шесть месяцев этого года из Хакасии было вывезено 3,9 млн тонн угля – на 55% меньше, чем в первом полугодии 2020 года, а в июле объем вывоза сократился на 70% по сравнению с июлем прошлого года.

Недостаток провозной способности был указан и в приказе Роснедр об отмене аукциона на участке Чалпан-4 Бейского угольного месторождения от 8 декабря. Обоснованием отмены в документе значилась не увеличивающаяся антропогенная нагрузка угледобычи, а то, что планы освоения месторождений Республики Хакасия «превышают текущие провозные способности и внутренние потребности в угле».

Вместе с тем, по мнению Чебодаевой, несмотря на то, что за последние три года на все запросы по выдаче новых лицензий правительством Хакасии были официально даны отрицательные отзывы, а аукционы отменялись, попытки получить лицензии на угледобычу в регионе будут.

Причину она видит в том, что планы добычи угля были заложены в стратегию развития региона.

Прежнее правительство Хакасии в 2011 году указало развитие угледобывающей отрасли в качестве одного из основных направлений в Схеме территориального планирования Республики Хакасия. А в 2020 году, уже при нынешней власти, эти тезисы были перенесены в Стратегию социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года.

В последней Бейское каменноугольное месторождение обозначено как «одно из перспективных месторождений, которое по запасам и освоению высококачественных энергетических углей способно обеспечить к 2030 году объем добычи не менее 26 млн тонн в год. Кроме того, среди возможностей региона упомянуто развитие транспортной инфраструктуры, которое может позволить республике получить «увеличение по региону к 2030 году объема добычи угля до 68 млн тонн».

Местные жители отмечают, что энергетический уголь марки Д (длиннопламенный) – самый дешевый из всей линейки углей, идущих из республики на экспорт и он не стоит благополучия жителей Хакасии, которые уже страдают от работы угольных разрезов.

«Роснедра и угольные компании будут продолжать попытки получить лицензии на разработку месторождений до тех пор, пока политика не изменится в сторону отказа от угля или добывать уголь станет невыгодно, – заключает Чебодаева из экологического фонда «Ирис», – а мы будем продолжать противостоять этим попыткам всеми законными способами».

Ольга Подосенова

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: