
Structural change in coal regions as a process of economic and social-ecological transition – Lessons learnt from structural change processes in Germany, German Environment Agency, январь, 2022 (pdf).
Эффективные меры по борьбе с изменением климата должны сопровождаться социально справедливой трансформацией, и особенно это касается угольных регионов, пишут авторы 54-страничного доклада об опыте справедливого перехода в Германии и возможностях использования выводов, полученных из него, в угольных регионах Румынии, Польши и Чехии.
В докладе, говорят его авторы в аннотации к работе, рассмотрены уже завершившийся (начатый в 1950-х уход от добычи каменного угля в Рурском регионе, Северный Рейн – Вестфалия) или более недавний (в Лужицком буроугольном бассейне, Бранденбург и Саксония) процессы трансформации в Германии и изучены их эффективность и применимость такого опыта в других странах. Структурные изменения в угольных регионах ставят сложные и зависящие от местных особенностей задачи, и круг вопросов включает как технические, так и политические, экономические, социальные, культурные аспекты перехода.
Для справедливого перехода нет какой-то одной схемы, пишут авторы в докладе, и, чтобы облегчить обмен опытом, предлагают типологию, позволяющую рассмотреть сходство и различия угольных регионов по нескольким характеристикам: тип угля, плотность населения, экономический уровень, готовность национальных планов по уходу от угля, развитие региональных стратегий перехода и предполагаемая скорость трансформации.
Один из выводов, к которым приходят авторы: в отличие от Рурского бассейна, Бранденбурга и Саксонии, где изменения были вызваны политико-экономическими факторами, нынешнюю трансформацию в большой степени подстегивает необходимость мер по противодействию изменению климата. По этой же причине временные рамки для проведения структурных преобразований значительно сузились, а формируемые комплексы мер имеют более упреждающий, нежели реактивный, характер. Сегодня разносторонние проблемы, потенциально ожидающие угольные регионы, часто можно предугадать заранее. И поскольку опыт прошлого показывает, что успешная трансформация может занять десятилетия, ключевыми для своевременного и справедливого перехода будут раннее начало и планирование на перспективу.
The EU’s lessons for a just transition beyond coal, E3G, декабрь, 2021 (pdf).
С предстоящим принятием пакета климатических мер Fit for 55 – масштабной перестройкой климатической и энергетической политики, направленной на сокращение к 2030 году выбросов углекислого газа на 55%, – Европейский союз продолжит движение к тому, чтобы к 2030 году полностью уйти от угля и сделать это социально справедливым образом.
Становлению ЕС на этот путь, пишут авторы 14-страничной аналитической справки исследовательского центра климатической политики E3G, способствовала комбинация аспектов амбициозной климатической политики, среди которых: растущая цена квот на выбросы углекислого газа, удешевление возобновляемых технологий, финансирование затрат на экономическое восстановление и поддержка региональных стратегий ухода от ископаемого топлива средствами специально учрежденного для этих целей «Механизма справедливого перехода» (Just Transition Mechanism).
Авторы справки изучили прогресс, достигнутый в отказе от угля европейскими угольными регионами и странами, и уроки, которые могут извлечь из этого опыта нацеленные на справедливый уход от угля государства как в границах, так и за пределами ЕС. В числе таких уроков: задайте амбициозный срок для отказа от угля и будьте готовыми к тому, что в реальности уход состоится еще раньше; отведите регионам центральное место и используйте в процессе перехода коллегиальный способ принятия решений, по принципу «снизу вверх»; сочетайте более жесткие климатические цели с таргетированной поддержкой справедливого перехода; мобилизуйте инвестиции в возобновляемые источники энергии и избегайте перевода угольных мощностей на биомассу или газ.
Евросоюзу, в частности, авторы рекомендуют для поддержки других стран на пути от угля к преимуществам безугольной энергосистемы взять на себя активную роль в разработке и финансировании таких партнерских договоренностей c отдельными странами, как соглашение о содействии ЮАР в выводе из эксплуатации угольных ТЭС и справедливом переходе, заключенное с этой республикой Евросоюзом, США, Великобританией, Францией и Германией на полях климатического саммита COP-26 в Глазго.
Carbon capture and storage: actions needed to improve DOE management of demonstration projects, US Government Accountability Office, декабрь, 2020 (pdf).
Счетная палата Соединенных Штатов на 33 страницах своего доклада Конгрессу США изложила сведения о демонстрационных проектах использования технологий улавливания и хранения углекислого газа (CCS), включая на объектах угольной генерации, предпринятых Министерством энергетики для ускоренного развития CCS с 2009 года, а также выводы относительно причин их неудачных результатов и рекомендации об улучшении ведения таких проектов в дальнейшем.
Проекты, профинансированные министерством на общую сумму в $1,1 млрд и призванные продемонстрировать осуществимость коммерческой эксплуатации CCS на угольных электростанциях и прочих промышленных объектах, таких как химические предприятия, имели неоднозначные результаты, сообщают авторы отчета. Применение CCS на угольных ТЭС оказалось в целом менее успешным – в основном из-за внешних причин, повлиявших на их экономическую целесообразность.
Из восьми угольных проектов CCS, под которые министерство выделило почти $684 млн, результат в виде действующей установки был достигнут только в одном проекте. Три проекта были отозваны (два еще до получения финансирования), в рамках одного установка была построена, но из-за изменившихся экономических условий прекратила эксплуатацию в 2020 году, соглашения министерства о частичном покрытии расходов по остальным четырем были расторгнуты еще до стадии строительства.
Как следует из проектной документации, а также сведений, предоставленных сотрудниками министерства и представителями проектов, на экономические показатели угольных электростанций и, соответственно, демонстрационных проектов CCS негативно повлияли различные факторы, включая снижение цен на газ и неопределенность в отношении рынков углеродных квот, говорится в отчете ведомства.
С другой стороны, риску неудачных исходов, согласно отчету, способствовали принятые министерством процедуры и ускоренные – до трех месяцев, вместо года, – сроки отбора проектов. Кроме того, министерство не выполнило необходимого контроля затрат, в результате чего расходы на концептуальное решение и разработку проектов четырех так и не построенных установок были превышены почти на $300 млн. Авторы доклада рекомендуют, в частности, введение парламентского механизма надзора, требующего, к примеру, регулярной отчетности со стороны Министерства энергетики. Иначе, пишут авторы, министерство рискует в будущем потратить значительные средства налогоплательщиков на демонстрационные проекты CCS с низкой вероятностью успеха.