
Индонезийский экспортный запрет и его воздействие на энергосистему Индии: достаточно ли индийские ТЭС защищены от проблем с импортированным углем?
Индонезия, крупнейший экспортер энергетического угля, начала ослаблять запрет на вывоз угля из страны, которые власти ввели до конца января с целью нарастить достаточный запас топлива на собственных станциях.
Учитывая, что примерно половина угля, который Индия импортирует из других стран, приходится на уголь из Индонезии, как проблемы с поставками могут отразиться на энергетической безопасности Индии? И как Индия может защитить себя в будущем от вызываемых такими запретами ценовых скачков?
На импортируемый уголь в Индии полагаются станции суммарной мощностью около 16 ГВт – примерно 8% всех угольных мощностей страны. Большинство этих ТЭС расположены в четырех крупных прибрежных штатах – Карнатака, Андхра-Прадеш, Гуджарат и Тамилнад. Запрет Индонезии на поставки угля заграничным потребителям может больше всего сказаться на энергоснабжении этих штатов, но станции, расположенные на их территории, имеют также договоренности о продаже электроэнергии ряду других штатов, так что любое сокращение генерации приведет к гораздо более обширным проблемам с дефицитом электроэнергии.
Более того, основную часть этих мощностей представляют более новые и несколько более эффективные энергоблоки на сверхкритических параметрах пара, сжигающие высококалорийный уголь. В случае долговременного запрета – пусть и менее вероятного, поскольку экспорт угля приносит огромный доход Индонезии, – замена импортированного угля низкокалорийным собственного индийского производства потребует больших объемов топлива для выработки такого же количества электроэнергии, что увеличит ее себестоимость, пишет Вибхути Гарг на сайте Института экономики и финансового анализа энергетики (Institute for Energy Economics and Financial Analysis).
Бум, которого не было: Данные показывают долгосрочное снижение угольной генерации и ее доли на рынке США
Предварительные данные за 2021 год Управления энергетической информации США подтверждают то, о чем аналитики Института экономики и финансового анализа энергетики говорили на протяжении года: в американском электроэнергетическом секторе продолжается долговременный тренд на уход от ископаемого топлива, особенно угля, в сторону увеличения доли использования возобновляемых источников энергии.
Типичной для риторики угольной отрасли прошедшего года было, используя исторически низкие показатели генерации за 2020 год, проповедовать якобы небывалый рост спроса на уголь. Уголь и в самом деле отвоевал какие-то позиции на рынке, поднявшись в 2021 году после пандемийного провала, – но к ноябрю-декабрю от этого подъема не осталось и следа и доля угольной генерации на рынке сократилась даже по сравнению с 2020 годом. И примечательно не только ее снижение в эти два месяца до уровня менее 20% (таких отметок уголь не пробивал до прихода коронавируса в 2020 году) – но и то, что случилось оно несмотря на значительный рост и цен на газ, и потребления электроэнергии. Если уж в таких условиях угольная энергетика не способна показать устойчивое восстановление, остается мало сомнений, что и долговременная динамика продемонстрирует то же: дальнейшее падение.
В течение десятилетия этот тренд продолжится, подпитываемый двумя взаимосвязанными факторами: растущими темпами сокращения угольной генерации в электроэнергетической отрасли, включая вывод ТЭС из эксплуатации, и расширением ветровых и солнечных мощностей, а также систем хранения энергии, пишут Деннис Уомстед и Сет Фистер на сайте Института экономики и финансового анализа энергетики (Institute for Energy Economics and Financial Analysis).
Жители Джаркханда ожесточенно сопротивляются захвату земель на принадлежащем Adani участке «Гондулпара»
В ноябре 2020 года индийский промышленный гигант Adani выиграл на аукционе право на разработку угольного месторождения около расположенной в штате Джаркханд, на севере Индии, деревни Гондалпура. (В географическом названии компания допустила ошибку, и теперь проект добычи угля на участке называется не «Гондалпура», но «Гондулпара».) Запасы угля, залегающие под деревнями и покрывающими эту территорию лесами, практически не отработаны – и жители хотят, чтобы так и оставалось впредь.
Сотни живущих здесь людей, сопротивляясь угрозе уничтожения своих поселений и земель, где пасется их скот и где они запасаются древесиной, выходят на митинги в Гондалпуре и других деревнях, протестуя против подготовительных работ на участке, пишет Джефф Лоу в Adani Watch.
Как одна компания убеждала власти штата Джорджия позволить ей загрязнять грунтовые воды токсичными отходами
В последние несколько лет энергетическая компания Georgia Power потратила немало сил в попытках уклониться от исполнения федерального законодательства, требующего от угольных электростанций безопасной утилизации произведенных ими в огромных объемах токсичных отходов.
Но, как показывают ранее не обнародованные документы, оказавшиеся в распоряжении издания ProPublica, то, о чем было известно общественности, – только верхушка айсберга. Тысячи страниц внутриведомственной переписки и заявок, уведомлений и обращений от компании демонстрируют, как изощренно Georgia Power пыталась аргументировать свою позицию – необходимость позволить ей хранить отходы, накопленные до 2020 года, так, чтобы водоснабжение окружающих территорий не было полностью защищено от загрязнения опасными веществами, но чтобы компания могла при этом потенциально сэкономить на обращении с отходами миллиарды долларов.
Из документов, полученных после множественных запросов о предоставлении публичной информации, видно, что в ходе ряда встреч с природоохранными чиновниками за закрытыми дверями могущественная компания дошла даже до того, чтобы оспорить значение слова «просачивание» – в обсуждении того, как грунтовые воды могут проникать в места захоронения угольной золы.
После расследования издания ProPublica помешать Georgia Power оставить под землей, в необлицованном резервуаре, 48 млн тонн угольной золы пытается федеральное Агентство по охране окружающей среды США, пишет Max Blau в ProPublica.