Дорогие читатели,
Когда 24 февраля Россия начала преступную, лживую войну против суверенной Украины, наш сайт перестал выпускать новые статьи.
Продолжать рассказывать о климате, о том, как разные государства планируют уйти от угля, как с последствиями его добычи, сжигания и транспортировки пытаются бороться в России и других странах, как влияют на перспективы угольной энергетики решения банков и инвесторов, показалось нам неуместным. Как, может быть, миллионы россиян, несогласных с этой войной, мы с болью думаем о причиненных ею страданиях. И с ужасом – о тех разрушениях, которые она еще может принести.
Война не может не закончиться. Не может длиться бесконечно власть тех, кто в стремлении удержать ее бомбит мирные города в Украине и наказывает за распространение любой неподцензурной информации в собственной стране, попутно угрожая миру ядерными ударами. Думая об этом, мы думали и о том, что тогда – когда война закончится – нам предстоит вернуться к теме угля и разбираться еще и с тем грузом тяжелых экологических, климатических и экономических проблем, которые накапливались в России и раньше, а теперь, вероятно, станут еще тяжелее. И еще о том, что эта война – попытка ценой бесчисленных жертв остановить или даже повернуть время вспять, закрыть дорогу к будущему, законсервировать страну, а если получится, то и соседнюю, в прошлом – в технологиях прошлого, в идеологии прошлого, в прошлом пренебрежении к свободе, благополучию, достоинству и жизни человека.
Она и стала возможной отчасти оттого, что, сконцентрировав в своих руках немалую часть ресурсов, которыми мир слишком привык пользоваться для своих энергетических нужд, агрессор смог обогатиться за счет их продажи и обратить полученное богатство на человеконенавистническую пропаганду, подкуп, шантаж – и в итоге прямое насилие.
Теперь одну из ключевых ролей в том, как скоро удастся остановить эту агрессию, должно сыграть противодействие ей со стороны международного сообщества – в том числе эмбарго на российские энергоносители, введенные Европейским союзом. Уже к августу Европа полностью прекратит импорт российского угля. Поставки российского газа в Европу должны сократиться до конца года на две трети, а сырой нефти – на 90%. Обсуждаются санкции против российской государственной корпорации «Росатом», поставляющей ядерное топливо и эксплуатационные услуги ряду европейских АЭС советской постройки. Прочие меры, введенные ЕС, – такие как исключение российских банков из системы SWIFT, заморозка российских валютных резервов, запрет на продажу России добывающих технологий или на страхование судов, перевозящих российскую нефть, – опосредованно влияют на объемы российского экспорта топливных ресурсов и цены, по которым Россия сможет их продавать. К решениям, принятым или обсуждаемым на уровне ЕС, можно добавить и добровольный отказ отдельных компаний продолжать сотрудничество с нефтегазовым, угольным и атомным секторами России. Продажа энергоносителей – основа экономики России и главный источник финансирования ее военной машины, и цель этих шагов – лишить Кремль тех огромных прибылей, которые он мог бы направлять на мирное развитие собственной страны, но вместо этого тратит на ведение войны в Украине и захват ее территорий. Немаловажно и другое: утрата лидирующих позиций на рынках углеводородов и атомного экспорта будет означать для Москвы невозможность удерживать другие страны в зависимости от своих поставок, и следовательно – потерю важнейшего рычага политического влияния.
Какой эффект будут иметь эти меры? Присоединятся ли к санкциям Европы, США, Канады, Японии другие государства? Сможет ли Россия переориентировать свои экспортные потоки на Восток, пополняя, как и прежде, казну для расходов на войну и репрессии? Сможет ли она продолжать инвестировать в добычу угля, нефти и газа и новые атомные проекты за рубежом? Сможет ли Европа продолжить взятый курс на развитие возобновляемой энергетики, таким образом не только двигаясь к целям снижения выбросов, но и освобождаясь от зависимости от российских энергоресурсов и приближая, насколько возможно, конец войны?
Эти и другие вопросы неизбежно вышли сейчас на первый план и, возобновляя работу сайта, мы решили расширить его тематику, включив в нее помимо угля нефть, газ и атом.
Да, пока война продолжается, думать о чем-то другом невозможно. Но, как оказалось, ущерб, наносимый ею, неразрывно связан с ущербом от устаревших энергетических технологий. Как никогда, теперь важен отказ от них. И, как всегда, важна информация.
Не все новости в этой стремительно меняющейся картине энергетических рынков хорошие. Что ж, главной хорошей новостью должен стать конец войны. Других хороших новостей мы подождем.