За рубежом Россия Экономика Энергетика

Европа вполовину сократила импорт российского угля

Фото: freestocks.org/ Pexels.com

19.07.2022

Страны Европейского союза в преддверии вступления в силу запрета на покупку угля из России начали резко сокращать поставки.

Об этом сообщило издание The Financial Times, отмечая, что снижение закупок усугубляет опасения по поводу ухудшения энергетического кризиса в странах блока.

Эмбарго на российский уголь, введенное в ответ на агрессию России в Украине, должно начать действовать в ЕС с 10 августа. По оценкам ЕС, Россия в результате запрета потеряет €8 млрд ежегодной прибыли.

При этом Германия, сообщает Reuters, прекратит закупки российского угля уже 1 августа. К 31 декабря Германия также должна полностью отказаться от российской нефти.

В начале июня в рамках шестого пакета санкций ЕС запретил ввоз морским путем сырой нефти из России с начала декабря 2022 года и нефтепродуктов – с начала февраля 2023 года.

В июне морским путем в Евросоюз было доставлено лишь 1,7 млн тонн энергетического угля из России – на 48% меньше, чем в мае, согласно The Financial Times. Это самое крупное месячное падение объемов импорта российского угля по меньшей мере с 2019 года, сообщило издание, ссылаясь на данные аналитической и консалтинговой компании в области сырьевых рынков CRU.

Июньское падение следует за тремя месяцами растущих объемов импорта, отметила The Financial Times, приводя слова одного из аналитиков CRU, Дмитрия Попова, о том, что в преддверии эмбарго европейские страны скопили большие запасы российского угля.

Согласно Попову, европейские покупатели продолжали принимать поставки по действующим контрактам в апреле и мае, а некоторые попросили о досрочной доставке всех закупленных объемов для пополнения запасов.

Уголь все больше рассматривается некоторыми европейскими странами как временная замена российскому газу, поставки которого уже упали на 60% от обычных объемов, пишет The Financial Times. Свою роль в уменьшении запасов играет и приостановка главного российского трубопровода в Германию – «Северного потока – 1», которую Россия объясняет ежегодным плановым ремонтом.

Такие страны, как Нидерланды и Франция, а также Германия и Австрия, вынужденные теперь в большей степени полагаться на уголь из-за снизившихся поставок газа, уже готовят угольные электростанции к работе с целью предотвращения ситуаций с потенциальным резким дефицитом электроэнергии.

Евросоюз также работает над привлечением альтернативных источников топлива, пишет The Financial Times. С начала марта, после вторжения России в Украину, морские поставки угля в Европу из других стран выросли по сравнению с тем же периодом 2019 года на 45%, до 15,8 млн тонн, согласно поставщику данных по сырьевым рынкам Kpler. Больше всего выросли поставки из ЮАР и Австралии.

ЮАР и Колумбия наращивают экспорт…

Газета приводит мнение Майлза Оллсопа, аналитика инвестиционной компании UBS, согласно которому «есть большой знак вопроса» в отношении того, сможет ли Европа не только заместить выбывающий российский уголь, но и покрыть импортом угля из других стран недостаток в поставках газа.

Оллсоп не ожидает значительного увеличения поставок из Колумбии, Южной Африки, Австралии и США и считает серьезным вызовом замену 35–40 млн ежегодных тонн российского угля – столько ЕС импортировал из России в 2021 году – и потенциальную необходимость найти еще 20–30 млн тонн для замены газа.

Вместе с тем возросшие поставки угля в Европу из ЮАР уже стали заметны к середине июня.

Как сообщало издание Euractiv, опираясь на данные Reuters, в первые пять месяцев этого года поставки угля из основного угольного терминала ЮАР, Richards Bay Coal Terminal, в европейские страны составили на 40% больше, чем за весь 2021 год.

Более 3,2 млн тонн угля – по сравнению с около 2,3 млн тонн в 2021 году – отправились в Нидерланды, Италию, Францию, Испанию, Данию, Польшу, Германию и Украину. В частности, Франция увеличила свой импорт в семь раз. Часть стран впервые начала импортировать уголь из Richards Bay Coal Terminal после 24 февраля 2022 года.

Кроме того, вдвое по сравнению с прошлым годом увеличила закупки южноафриканского угля Япония, также принявшая на себя обязательство отказаться от угля из России.

Планирует, как сообщало в середине июня издание Mining.com, нарастить добычу угля, а также нефти, для возмещения выбывающих с европейских рынков вследствие санкций российских угля и нефти, Колумбия.

По словам министра энергетики Колумбии Диего Меса, колумбийские нефтедобывающие предприятия должны к концу года нарастить добычу по крайней мере до 800 000 баррелей в сутки и до 900 000 баррелей к 2023 году. «Любые излишки», согласно министру, пойдут на международный рынок.

На уголь, согласно главе колумбийского Минэнерго, спрос столь высок, что такие компании, как Drummond – крупнейший производитель угля в стране – уже заключили контракты на 18 месяцев вперед.

К закупкам угля у Колумбии, одного из мировых лидеров по добыче угля, как сообщил Меса, в частности, вернулась Ирландия, отказавшаяся от импорта колумбийского топлива в пользу российского в 2016 году из-за нарушений в Колумбии прав человека.

…а Польша – импорт

Польша закупила у Drummond 1 млн тонн угля и, как ожидается, заключит контракт еще на 2 млн тонн, сказал Меса. Кроме того, по его словам, с начала вторжения России в Украину Колумбия нарастила поставки в Нидерланды, Испанию и Канаду.

В самой Польше, которая отказалась от российского угля еще в апреле, в целях обеспечения достаточного количества топлива на зиму готовятся и далее увеличить импорт, а также разработать новые субсидии для потребителей.

В системе субсидий, уже введенных ранее в этом месяце, чтобы обеспечить небольших потребителей углем по ценам прошлогоднего уровня, неохотно принимают участие частные компании – как раз потому, что выплаты не компенсируют возросших цен, сообщает Reuters.

Кроме того, польский премьер Матеуш Моравецкий поручил двум государственным компаниям импортировать 4,5 млн тонн угля к концу октября. Как уточняет Bloomberg, Польша ищет поставщиков в Колумбии, Австралии и ЮАР.

Bloomberg отмечает, что осложнить дополнительный импорт могут две трудности: конкуренция с другими европейскими странами и высокая загрузка польских железных дорог и портов на Балтике военными грузами и продовольствием, идущими в Украину и из нее.

При этом к июню, согласно министру климата и окружающей среды Анне Москве, Польша уже обеспечила импорт 8 млн тонн.

Примерно столько же Польша ввезла из России в 2021 году, согласно Reuters. Сейчас дефицит угля в стране, порядка 70-80% энергоснабжения которой обеспечивается углем, достигает 11 млн тонн.

Германия просчитывает риски – считает ли их Россия?

Пока что в фокусе внимания мировой прессы, пишущей об энергетической ситуации в Европе, остается Германия, до нынешнего августа импортировавшая, по оценкам Йорга Кукиса, статс-секретаря в ведомстве федерального канцлера, порядка 40% угля из России и столько же нефти.

Что касается газа, то, пишет в обзоре газовой проблемы Германии издание Clean Energy Wire, в прошлом году природный газ обеспечивал почти 27% энергопотребления Германии: большая часть использовалась на цели отопления и в промышленности и около 15% – для производства электроэнергии. После вторжения России в Украину Германия смогла за три месяца – с февраля по май – снизить зависимость от российского газа с 55% до около 35%. Но замещение оставшейся доли другими источниками остается значительным вызовом. По закону, отмечает Clean Energy Wire, операторы хранилищ должны заполнить их по крайней мере на 90% к ноябрю и сохранить не менее 40% запасов к февралю. В начале июля уровень заполненности немецких хранилищ составлял около 65%.

Хотя, согласно источникам Reuters, Газпром намерен в четверг восстановить подачу газа по трубопроводу «Северный поток – 1», на который приходится более трети всех поставок российского газа в Европейский союз, – впрочем, как и прежде, не на полной мощности, – растут опасения, что по окончании 10-дневной остановки подача газа не возобновится.

Три из семи сценариев, разработанных Федеральным сетевым агентством Германии – регулятором в области электрических, газовых и телекоммуникационных сетей, а также почтового и железнодорожного сообщения – предусматривают дефицит газа в какой-то момент грядущей зимой. При наиболее тяжелом газовом кризисе и рационировании газоснабжения подача пойдет в первую очередь домохозяйствам, малым бизнесам и основным социальным потребителям – больницам, школам и т. д.

В то время как крупные промышленные компании предупреждают о непропорционально серьезном воздействии отключений подачи газа, особенно на длительный срок, на отдельных энергоемких производителей и о вероятности «эффекта домино» в логистических цепочках в масштабах финансового кризиса 2008 года, Германия планирует различные меры на случай полного и резкого прекращения поставок из России – такие как содействие в снабжении газом со стороны других государств ЕС (такие договоренности есть пока только с Данией и Австрией), энергосбережение в домах и прочие.

На решение проблемы нехватки газа направлены также усилия по быстрому развертыванию терминалов сжиженного газа (правительство надеется уже этой зимой ввести в строй два из четырех запланированных плавучих терминалов на побережье Северного моря), хотя, по словам Кукиса, поставки в Европу сжиженного газа из США и Катара в размере около 30 млрд куб. м недостаточны для покрытия недостающего объема. Сейчас ЕС получает из России 158 млрд куб. м в год.

Politico сообщает, кроме того, о возможном рассмотрении варианта продления эксплуатации трех пока еще работающих в стране атомных энергоблоков. По плану, утвержденному после катастрофы на японской АЭС «Фукусима» в 2011 году, все атомные станции Германии должны быть выведены из эксплуатации к концу этого года.

В худшем случае, отмечает Bloomberg, сокращение немецкой экономики в результате полной остановки подачи российского газа в Германию может потенциально составить до 1,5%.

И все же Германия намерена прекратить импорт российского угля до конца июля.

По статистике, опубликованной российским изданием Тайга.Инфо, в Германию и другие страны Европы в прошлом году отправилось около 29% угольного экспорта Кузбасса – главного угледобывающего региона страны, чья экономика существенно зависит от угледобычи.

В целом в 2021 году предприятия Сибирского федерального округа поставили в Нидерланды около 14 млн тонн каменного угля, в Германию – 6,7 млн тонн, в Польшу – 6,6 млн, в Италию – 4,1 млн, во Францию – более 2,5 млн, в Великобританию – 1,8 млн тонн и Испанию – 1,7 млн.

Ранее, сообщает Тайга.Инфо, власти Кузбасса прогнозировали сокращение годовых объемов добычи угля в регионе на 5−7% при условии, что тенденция снижения из-за санкций отгрузок в европейском направлении сохранится.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: