
12.11.2021
Новые обязательства, взятые на себя странами – участницами COP-26, климатического саммита ООН в Глазго, должны привести к отказу от нескольких десятков запланированных угольных электростанций и закрытию более двух тысяч работающих, подсчитали в Центре исследований энергетики и чистого воздуха (Centre for Research on Energy and Clean Air, CREA).
Мировая угольная энергетика должна в конечном итоге сократиться на 95%, говорится в новом исследовании центра.
Данные участниками саммита обещания не строить новые станции, прекратить финансирование ископаемого топлива, постепенно закрывать действующие угольные станции и выполнять заявленные цели по достижению углеродной нейтральности окажут беспрецедентное воздействие на глобальную угольную энергетику – сектор, ответственный за самый большой объем выбросов углекислого газа, пишет эксперт CREA Лаури Мюллювирта, представляя новое исследование центра.
По оценкам CREA, в отношении будущих проектов речь может идти о 90 новых электростанциях суммарной мощностью 88 ГВт – двух третях всей глобальной мощности, запланированной к строительству за пределами Китая.
Что касается существующих станций, обязательства, принятые на себя странами в преддверии саммита и во время него, должны привести к запланированному закрытию еще 370 ТЭС суммарной мощностью 290 ГВт. С учетом этих объектов общее количество электростанций с зафиксированными сроками вывода из эксплуатации составляет на сегодня 750, общая мощность – 550 ГВт. Еще 1600 станций суммарной мощностью 1420 ГВт пока не имеют назначенной даты закрытия, но их вывод из эксплуатации предполагается в рамках установленных странами целей по достижению углеродной нейтральности.
Из суммарной работающей сегодня в мире угольной мощности только 5%, или 170 электростанций, не попали в те или иные обязательства, объявленные по итогам саммита в Глазго. Эти 170 станций – 89 ГВт – находятся преимущественно в Турции, Казахстане и Филиппинах; еще порядка 30 стран располагают мощностью менее 5 ГВт, не «обеспеченной» обязательствами либо по уходу от угля либо по сокращению выбросов до нулевого уровня.
До развернувшегося в последние два года процесса мобилизации мировых усилий по уходу от угля, кульминацией которых стали заключенные на конференции соглашения и ее итоговый документ, «свободными» от запланированной даты закрытия либо углеродных целей были 2100 станций общей мощностью 1800 ГВт.
Под вопросом остается ввод в строй еще около 130 новых станций суммарной мощностью 165 ГВт – в основном в Китае и Индонезии: они все еще могут быть построены, но их эксплуатация несовместима с целями по достижению нулевого уровня выбросов, заданными этими странами.
Текущие планы по возведению новых угольных электростанций предполагают 300 ГВт новой мощности, указывает исследование CREA. Из них почти 40 ГВт охвачены теперь обязательствами по прекращению строительства новых объектов угольной энергетики, включая частичные отмены или моратории в Бангладеш, Филиппинах, Пакистане или полный отказ от новых мощностей во Вьетнаме, Шри-Ланке, Кении, других странах. Еще 48 ГВт, скорее всего, не будут построены из-за обязательств по прекращению финансирования нового угольного строительства, еще 12 ГВт – и по той, и по другой причинам.
Отказ от финансирования сильнее всего отразится на планах Бангладеш, Индонезии, Монголии, Зимбабве, Боснии и Герцеговины, ранее рассчитывавших на поддержку со стороны зарубежных инвесторов в строительстве угольных мощностей, говорят в CREA.
Среди стран, пообещавших в Глазго не строить новые угольные электростанции и поэтапно закрыть работающие, CREA особенно отмечает ключевых потребителей угля Польшу, Вьетнам и Украину, занимающих 11, 14 и 16-е места по объемам потребления угля соответственно. Вьетнам, кроме того, обязался достигнуть углеродной нейтральности к 2050 году.
Китай не присоединился к угольным заявлениям в Глазго и ранее давал понять, что все еще намерен строить новые угольные станции по крайней мере до 2025 года. Однако новые проекты в этой стране вызывают сомнения у экспертов CREA – и по причине цели выхода на пик потребления угля в районе 2025 года, и из-за объявленного намерения достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Этот же срок предполагает закрытие почти всех существующих мощностей, не оборудованных технологиями улавливания и хранения углекислого газа.
Индия, вторая в мире страна по темпам расширения угольных мощностей и также не поставившая свою подпись под декларацией об уходе от угля в Глазго, объявила на саммите цель выхода на углеродную нейтральность к 2070 году. Оставшиеся десятилетия дают стране достаточно времени на строительство новых станций и их эксплуатацию в течение типичного срока службы – 30–40 лет. Однако обновленная цель по развертыванию возобновляемых мощностей – 500 ГВт к 2030 году, вместо прежней цели в 100 ГВт – фактически не оставляет места для новых угольных объектов: зеленая энергетика может покрыть ожидаемый рост энергопотребления в ближайшие девять лет и, наоборот, дать ход снижению угольной генерации, считают эксперты.
При этом не все принятые на сегодня решения по уходу от угля соответствуют целям Парижского соглашения по климату, отмечает CREA, указывая, что к 2030 году в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к закрытию запланированы лишь 250 работающих угольных ТЭС (180 ГВт) – или 35%. Планы по отказу от угольной энергетики к определенной дате пока отсутствуют в Японии, Австралии и Турции, а слишком поздние сроки приняты в Южной Корее, Польше и Германии. В странах, не входящих в ОЭСР, 130 станций (100 ГВт) должны закрыться по планам выхода из угольной энергетики или к целевой дате углеродной нейтральности – 2050 году. Среди этих стран – Вьетнам, Украина, Индонезия, ЮАР, Малайзия и Россия.
Однако, если Германия примет ожидаемое сейчас от нее решение выйти из угольной генерации к 2030 году – вместо запланированного ранее 2038 года, а План чистой энергетики США также будет включать окончание использования угля к 2030 году, количество угольных электростанций в государствах ОЭСР с датой закрытия в рамках «парижских» целей составит 590, или 460 ГВт, заключают эксперты CREA.