За рубежом Транспорт Энергетика

Индонезийский запрет на экспорт угля поднял цены, ударил по акциям, грозит перебоями в поставках

Фото: Justin Wilkens/ Unsplash

05.01.2021

Введенный в Индонезии с 1 января временный запрет на вывоз угля из страны вызвал рост цен на уголь, снижение котировок ценных бумаг индонезийских угольных компаний и беспокойство по поводу возможных перебоев в поставках топлива зарубежным получателям.

Последствия запрета могут оказаться не столь серьезными для таких крупных потребителей индонезийского угля, как Китай и Южная Корея, согласно аналитикам и заявлениям из Сеула. Однако затянувшиеся переговоры между индонезийскими угольными компаниями, попросившими правительство снять запрет, и властями страны продолжают держать в напряжении рынок.

К среде у основных портов острова Калимантан скопилось порядка сотни судов, ожидающих либо уже начавших погрузку примерно 5,9 млн тонн угля, передает Reuters.

В минувшую субботу Индонезия, крупнейший поставщик угля на мировом рынке, на фоне рекордного роста цен на уголь в последние месяцы ввела временный запрет на экспорт угля, опасаясь проблем с недостатком топлива для собственных нужд и потенциальных масштабных отключений энергоснабжения.

Индонезийские компании обязаны поставлять 25% от ежегодного объема добычи на внутренний рынок – государственной энергетической компании PLN – по максимальной цене $70 за тонну, что значительно ниже текущих рыночных цен, поясняет Reuters.

Согласно представителю Министерства энергетики и минеральных ресурсов Индонезии, слова которого приводит агентство, поставки угля на электростанции страны были от месяца к месяцу ниже требуемого уровня и к концу прошлого года на станциях сформировался дефицит запасов.

«Если запрет не ввести в действие, почти 20 электростанций мощностью 10,850 ГВт окажутся отключенными от сети», – цитирует Reutersчиновника.

Президент Джоко Видодо также в понедельник пригрозил лишением лицензий на экспорт и на предпринимательскую деятельность тем компаниям, которые не выполнят требования по обеспечению углем индонезийских ТЭС, сообщило агентство.

На запрет, который должен действовать в течение месяца, с тревогой отреагировали индонезийские угледобывающие компании, которые, передает Reuters, попросили об отмене решения, отметив, что оно «было принято поспешно и без обсуждения с игроками на рынке».

Как заявила в субботу Индонезийская угледобывающая ассоциация, запрет может привести в том числе к конфликтам с импортерами, если угольные компании Индонезии будут вынуждены объявлять форс-мажор в связи с невозможностью обеспечить отправку угля.

В последние годы поставки индонезийского угля потребителям в других странах составляли в январе порядка 30 млн тонн, согласно Reuters. В 2020 году Индонезия отправила на экспорт около 400 млн тонн угля – в основном Китаю, Индии, Японии и Южной Корее. В 2021 году на эти страны пришлось 73% экспорта индонезийского угля.

Правительство ранее объявило, что пересмотрит вопрос в среду, 5 января. Однако в среду запланированная встреча между Министерством энергетики и представителями отрасли так и не состоялась, новой также назначено не было, сообщает Reuters.

В понедельник представители Индонезийской угледобывающей ассоциации встретились с чиновниками профильного министерства и, по словам председателя ассоциации Панду Шахрира, «в очень краткосрочной перспективе решение состоит в том, чтобы десять наших крупнейших членов помогли с нехваткой [угля] в PLN», сообщает агентство.

Согласно близким к переговорам источникам, на которые ссылается агентство S&P Global Platts, около десяти крупнейших угольных компаний Индонезии в надежде добиться снятия запрета уже заявили о готовности предоставить на внутренний рынок в общей сложности 2,9 млн тонн угля; еще 2,2 млн тонн могут быть поставлены прочими предприятиями. Правительство запрашивало 5,1 млн тонн.

В среду PLN сообщила, что заключила контракты на поставку 13,9 млн тонн угля – но компании требуется больше для обеспечения достаточных запасов.

Кроме того, государственная угольная компания Bukit Asam 5 января сообщила, что Министерству энергетики был представлен список компаний, выполнивших свои обязательства по внутренним поставкам, с предложением отменить запрет для этих компаний.

В среду же об отмене запрета Индонезию попросила Япония, указав, что потребляемый ею индонезийский уголь – уголь высокой калорийности, в отличие от менее калорийного угля, поставляемого PLN, и потому его поставки не должны повлиять на снабжение индонезийских станций.

Участники угольной отрасли также предупредили, что запрет может сказаться на выручке компаний, а значит – на налоговых и других поступлениях в государственную казну.

Во вторник акции Bumi Resources торговались примерно на 1,5% ниже курса при закрытии рынка в 2021 году, в то время как цена акций Bukit Asam снизилась на 1,8%, передает Nikkei Asia.  Акции второго по объемам добычи производителя угля, Adaro Energy, поднялись в новом году по сравнению с ценой при закрытии торгов в предыдущем, но утром 4 января опустились примерно на 3% ниже курса на вечер понедельника.

«Запрет на экспорт угля может серьезно сократить доходы угольных компаний в январе 2022 года и отрицательно сказаться на доходах за 2022 финансовый год», – цитирует Nikkei Asia Джастиана Раму, аналитика в Citi. По его мнению, при сохранении запрета вероятны негативные реакции рынка в течение нескольких следующих дней и переключение интереса инвесторов на неугольные бумаги.

На этом фоне цены на уголь на западном побережье Индии выросли на $6,73 за тонну, фьючерсы на энергетический уголь FOB Newcastle на Межконтинентальной бирже впервые с октября превысили отметку $174, а фьючерсные цены на уголь в Китае во вторник поднялись на 7,8%, передает Reuters. Наиболее активно торгующийся майский контракт на Товарной бирже Чжэнчжоу закрылся на $111,35 за тонну, прибавив в итоге 5,5%.

С января по ноябрь 2021 года, согласно Reuters, Китай получил из Индонезии 178 млн тонн угля (в основном энергетического), или 60% всего угля, импортированного в этот период.

Решение индонезийских властей, скорее всего, уменьшит предложение на рынке Китая, где производство собственного угля и так на предельно высоком уровне, считает Чжай Кунь, аналитик из Guotai Junan Futures.

В ноябре Китай добыл рекордные 370,84 млн тонн для обеспечения зимнего спроса, но производство, как ожидается, может снизиться на фоне жестких мер, развернутых Пекином в декабре против незаконных разработок и добычи сверх установленных нормативов.

Другие наблюдатели, включая аналитиков из Morgan Stanley, полагают, что в краткосрочной перспективе воздействие запрета на экспорт угля из Индонезии будет ограниченным с учетом накопленного в Китае запаса.

Не вызывает большого беспокойства решение Джакарты и в Южной Корее. Во вторник Министерство торговли, промышленности и энергетики заявило, что 55% поставок, запланированных на январь, уже были отгружены и отправлены в Южную Корею. Смягчить последствия запрета также должны собственные запасы и поставки из Австралии.

В прошлом году 49% угля, ввезенного в Южную Корею, было получено из Австралии, 20% было импортировано из Индонезии и 11% – из России.

В Индии, куда из Индонезии отправилось в прошлом году более 15% экспортного угля, предполагают, что если запрет не будет снят, часть поставок от других экспортеров, таких как Австралия, может быть перенаправлена индийским получателям, если те предложат хорошую цену, пишет Reuters.

Кроме того, как сказал, комментируя ситуацию с запретом и требованием поставок на внутренний рынок, аналитик угольного рынка из Seawolf Research Мэтт Уордер, суммарный объем добычи угольных предприятий Индонезии за месяц немногим ниже 40 млн тонн – то есть около трети годового национального потребления угля. «В этом смысле трудно представить, чтобы это затянулось больше чем на несколько недель», – цитирует Reuters Уордера.

Между тем в Индонезии, где целевой показатель добычи в 625 млн тонн на 2021 год был из-за сильных дождей недовыполнен по состоянию на 21 декабря примерно на 6%, намерены в нынешнем году довести добычу до предварительно обсуждаемых 637–664 млн тонн, отмечают в ценовом агентстве Argus.

Индонезийские угольные компании и правительство ожидают сохранения высоких цен на уголь и дальнейшего роста спроса в текущем году, говорится в материале агентства.

Так, государственная генерирующая компания PLN, согласно Argus, прогнозирует в 2022 году ежегодный рост потребления угля в энергетическом секторе на уровне 5,3% – до 119 млн тонн по сравнению с 113 млн тонн в 2020 году, с учетом вновь вводимых в строй мощностей. Из этого объема потребление угля собственным парком угольных ТЭС компании может составить до 68,42 млн тонн.

1 комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: