
22.01.2021
Индонезия постепенно ослабляет запрет на вывоз угля из страны, введенный на месяц с 1 января с целью нарастить запасы угля на собственных электростанциях.
Однако цены на уголь продолжают идти в рост – в том числе из-за опасений по поводу вероятных задержек с поставками.
В четверг, сообщило агентство Reuters, ссылаясь на Министерство энергетики и минеральных ресурсов Индонезии, ограничения были сняты для 139 добывающих компаний, выполнивших свои обязательства по поставкам угля на внутренний рынок.
Индонезийские компании обязаны выделять 25% от ежегодного объема добычи на потребление в национальной энергосистеме – государственной энергетической компании PLN – по максимальной цене $70 за тонну, что значительно ниже текущих рыночных цен, ранее поясняло агентство.
В первый день года Индонезия, крупнейший поставщик угля на мировом рынке, на фоне рекордного роста цен на уголь в последние месяцы ввела временный запрет на экспорт угля, обосновав свой шаг критическим недостатком запасов топлива для нужд внутри страны и потенциальными масштабными отключениями энергоснабжения.
Решение Джакарты серьезно всколыхнуло рынок, спровоцировав немедленный подъем цен, и вызвало тревогу у угольных предприятий страны, предупредивших о возможных проблемах с импортерами и снижении выручки и отчислений в казну.
Опасения по поводу перебоев с поставками, согласно Reuters, высказывала и часть самих зарубежных потребителей – Япония, Филиппины, Южная Корея.
К выработке «взаимовыгодного» решения в переговорах с Индонезией, как сообщала в начале недели South China Morning Post, приступила Малайзия, а крупнейшая генерирующая компания страны, TNB, согласно работающим в регионе угольным компаниям, в середине января объявила тендер на спотовые закупки и начала искать альтернативные источники топлива, включая в Австралии, ЮАР и России.
Угледобывающие компании оценили решение властей о запрете как «поспешное», попросили о его отмене и вступили в переговоры с профильными ведомствами, обсуждая возможности срочного восполнения внутренних запасов.
По состоянию на 5 января, согласно аналитической записке, подготовленной Citi, из 631 угледобывающего предприятия обязательства по внутренним поставкам не выполнили около 490 компаний, на долю которых приходилось порядка 35–40% суммарной добычи в стране.
А протокол одной из встреч, состоявшихся между представителями отрасли и Министерством торговли, показывает, что 418 предприятий совсем не продавали уголь индонезийским станциям в прошлом году.
Власти, как пишет Reuters, теперь приступили к «откалиброванному» снятию ограничений для компаний, погашающих свои обязательства по внутренним поставкам.
Как сообщил представитель министерства энергетики, 75 судам уже было позволено начать загрузку угля, отправляемого компаниями, которые по своим обязательствам рассчитались, и еще 12 получили разрешения, предоставив письменные заверения о выполнении требований и согласии с наложенными штрафами.
Министерство в минувший вторник также сообщило, что запасы угля на индонезийских станциях начали пополняться, а власти усилили мониторинг доставки угля к ТЭС, согласно Reuters.
К концу января министерство намерено обеспечить достаточный запас угля на станциях для использования в течение как минимум 20 дней, также передает агентство.
Впрочем, несмотря на частичное снятие запрета, цены на уголь все еще растут, передает Bloomberg: на фоне беспокойства о возможных задержках с поставками и в целом глобального энергетического кризиса трейдеры в Азии стремятся закупить запас на зиму.
По меньшей мере одна партия австралийского угля, отгрузка которого запланирована на февраль, отошла покупателю в пятницу за $300 за тонну, сообщает Bloomberg со ссылкой на трейдеров, наблюдавших за торгами. По их словам, сделка стала одной из самых дорогих и может вызвать подъем спотовых индексов даже выше рекордных отметок прошлого октября.
Роста цен ожидают и сами индонезийские производители.
По словам представителя другой компании, имеющихся отправок не хватит на покрытие спроса на доставляемый морем уголь, всплеск спроса ожидается в феврале и вызовет соответствующий дефицит предложения и рост цен.
Представитель третьей сообщил, что компания «повышает целевые цены по всем маркам [угля]», согласно S&P Global Platts.
Как сообщает агентство, после трех недель запрета участники рынка прогнозируют краткосрочный взлет спотовых цен, пока компании в Индонезии фокусируются на обеспечении поставок по заказам, невыполненным в январе, прежде чем заключать новые контракты.
Впрочем, трейдеры полагают, что временный скачок спотовых цен будет сбалансирован, среди прочих факторов, скромным запросом со стороны крупнейшего потребителя угля – резко нарастившего собственную добычу Китая.
Между тем индонезийские компании в дальнейшем могут столкнуться с дополнительным давлением по выполнению обязательств по внутренним поставкам, так как правительство рассматривает введение ежемесячных проверок пополняемости запасов на индонезийских ТЭС, вместо действовавших ранее ежегодных, отмечает S&P Global Platts.
Как накануне передавало агентство, власти также обдумывают финансовые санкции за невыполнение таких обязательств; правила по начислению штрафов должны быть одобрены к концу января.
В середине января одним из предлагавшихся решений было также разрешить государственным электростанциям закупать уголь по рыночным ценам вместо предельной цены в $70 за тонну, сообщала South China Morning Post.
Чтобы избежать повышения цен на электроэнергию, правительство в таком случае взимало бы с угольных компаний, ориентированных на экспорт угля, сбор на сумму разницы между предельной и рыночной ценами. Это позволило бы крупным экспортерам нести основное бремя расходов, а небольшим производителям – реализовывать уголь по рыночным ценам.