
09.07.2022
Потеря части глобального рынка пока что не сказывается на объемах продаж российского угля, отмечают эксперты: наоборот, экспорт угля из России растет.
Но ситуация может измениться после вступления в силу европейского эмбарго в августе и сворачивания закупок российского угля в Японии и Южной Корее.
Анализ морских поставок российского угля начиная с 24 февраля показывает, что Россия не только сумела сохранить объем экспорта, но и нарастила его, отмечает в колонке для Reuters аналитик в области энергетики и сырьевых рынков Азии Клайд Расселл.
Уход импортеров в Европе и Японии более чем скомпенсировало увеличение поставок другим покупателям, пишет Расселл, особенно Индии и Турции.
Расселл приводит информацию поставщика данных по сырьевым рынкам Kpler, согласно которой в июне морской экспорт российского угля составил 16,45 млн тонн, немногим меньше 16,56 млн тонн, поставленных в мае.
По сравнению с цифрами прошлого года июньский экспорт вырос на 3,5%, майский – на 3,8%.
Рост заметен и при сравнении с объемами, отгруженными Россией до вторжения в Украину: в декабре морские поставки угля в третьи страны составили 13,43 млн тонн, в январе – 12,28 млн тонн, в феврале – 13,08 млн тонн.
Турция, пишет Расселл, стабильно увеличивала импорт российского угля начиная с февраля, нарастив его до июньского максимума в 1,81 млн тонн – это наибольший месячный объем по имеющимся у Kpler данным за последние пять лет.
Индия: рост закупок – но небольшая доля
Расселл также отмечает рост с начала войны экспорта российского угля в Индию и Китай. Обе страны, как следует из сообщений прессы, пользуются значительными скидками, предлагаемыми за российский уголь.
Так, в июне Reuters сообщал, что скидки, предоставляемые трейдерами закупщикам российского угля в Индии, достигают 30%.
С 26 мая по 15 июня импорт российского угля в Индию вырос, несмотря на высокие ставки фрахта, более чем в шесть раз по сравнению с тем же периодом в прошлом году, сообщал Reuters в июньском материале, ссылаясь на неопубликованные данные индийского правительства; общая стоимость закупок за 20 дней составила $331,17 млн.
Reuters, опираясь на данные по отслеживанию морских грузовых перевозок компании Refinitiv Eikon, отметил в той публикации, что в июне объем поставок российского угля в Индию должен вырасти до максимальных величин за последние по крайней мере семь с половиной лет.
По данным Kpler, в мае в Индию прибыли 836 072 тонн российского угля, в июне – уже 1,16 млн тонн. В прошлом году поставки в эту страну составили 667 982 тонн в мае и 664 824 тонн в июне.
«Российские трейдеры настроены либерально в отношении каналов оплаты и принимают оплату в индийских рупиях и дирхамах Объединенных Арабских Эмиратов, – цитировал в июне Reuters одного из источников. – Предлагаются привлекательные скидки, и этот тренд на увеличенные закупки российского угля продолжится».
Расселл, впрочем, оговаривает, что доля российского импорта в Индии в любом случае довольно мала – 4,4% из общего объема в 26,08 млн тонн, ввезенных в июне, а в Китае частично российские поставки отражают в целом растущие закупки угля КНР и мало отличаются от уровня прошлого года.
Похожей оценки в отношении индийского импорта придерживаются аналитики Департамента промышленности, науки и ресурсов австралийского правительства, представив в июньском Resources and Energy Quarterly квартальный обзор и прогноз рынков полезных ископаемых и энергетического сырья на ближайшие два года.
Спрос на уголь из России в Индии, чья собственная угледобывающая промышленность не успевает за ростом энергопотребления, может быть несколько ограничен более высокой калорийностью – и ценой – российского угля по сравнению с марками, импортируемыми от других поставщиков, а также ограничениями в инфраструктуре и перевозках. Во второй половине года, на фоне возможного введения лимитов на промышленное потребление, спрос крайне чувствительных к цене индийских импортеров может стабилизироваться, пишут австралийские аналитики. Пока что, отмечают они, Индия более заинтересована в увеличении поставок из Индонезии.
Китай: рост, но сравнимый с прошлым годом
Что касается Китая, то в апреле, как сообщала в репортаже от 20 мая CNN, КНР не только значительно нарастила импорт угля из России, но и до конца марта 2023 года отменила ввозные пошлины на импорт всех марок угля (ранее они составляли от 3% до 6%), что, согласно экспертам, должно сыграть на руку российским экспортерам.
В марте-апреле, писала CNN, также опираясь на данные Refinitiv, объем закупок Китаем угля из России вырос почти вдвое, до 4,42 млн тонн. На момент выхода материала доля России в импорте угля в КНР увеличилась с мартовских 14% до 19%.
В мае, отмечает Расселл, ссылаясь на данные Kpler, суда доставили в КНР уже 4,57 млн тонн российского угля, а в июне – 4,72 млн. Впрочем, в прошлом году объемы были похожими: 4,08 млн тонн в мае и 5,16 млн тонн в июне.
С другой стороны, данные по морским грузовым перевозкам Commodities at Sea агентства S&P показывают, что при некотором общем снижении импорта угля в Китае в мае морские поставки угля из России составили 5,5 млн тонн, а за 28 дней июня выросли по сравнению с тем же периодом 2021 года на 55%, до 6,2 млн тонн.
«После начала нападения России [на Украину] китайские и другие покупатели в первое время сократили закупки, чтобы оценить риск вторичных санкций», – цитировала CNN Лаури Мюллювирта, ведущего аналитика Центра исследований энергетики и чистого воздуха (Center for Research on Energy and Clean Air, CREA).
По словам Мюллювирта, «когда стало ясно, что Евросоюз не предпринимает быстрых шагов к запрету импорта, а это по сути препятствовало введению более широких санкций со стороны и США, и ЕС, которые могли бы затронуть других импортеров, объем закупок подскочил по причине латентного спроса».
По оценкам Morgan Stanley, которые привела CNN, в 2022 году экспорт российского угля в Китай может увеличиться до 71 млн тонн, на 30% больше показателя в 55 млн тонн прошлого года.
С тех пор, впрочем, как напомнила CNN, европейские власти ввели эмбарго на российский уголь, которое должно вступить в силу с 10 августа.
Япония, ЕС и перспективы для России
Основные клиенты российских угольных компаний в Европе – Германия, Нидерланды и Италия – уже снижают закупки: с 2,59 млн тонн в мае до 1,47 млн тонн в июне, пишет эксперт Reuters.
Япония, которая еще в начале апреля заявила о постепенном отказе от российского угля, также сокращает поставки: третий по величине импортер угля в мире, пишет Расселл, снизил поставки угля из России с 572 990 тонн, полученных в мае, до 483 096 тонн в июне. В феврале они были вдвое выше: 1,13 млн тонн.
Заявление Японии, которой потребуется заместить порядка 16 млн тонн российского угля топливом из других источников, пока не подтверждено какими-то подробностями или сроками за исключением вступления запрета в силу с 2023 года, отмечают аналитики из Департамента промышленности, науки и ресурсов австралийского правительства.
Но, сообщало в мае агентство S&P Global, японские энергетические и промышленные компании форсировали усилия по поиску альтернативных поставщиков в Австралии, Индонезии и Вьетнаме.
К диверсификации поставщиков приступили и в Южной Корее, пишут австралийские аналитики. Государственная энергетическая компания Korea Electric Power Corp, чей импорт из России ранее составлял около 10%, заявила о прекращении заказов российского угля. В целом импорт в Южную Корею в апреле снизился на 6% до 1,5 млн тонн.
Последствия вторжения России в Украину значительно повышают риски для российских производителей угля, считают австралийские эксперты.
Как следует из их квартального обзора, производство угля в России остается высокоприбыльным, а уголь продолжает отгружаться европейским покупателям по заключенным ранее контрактам, но воздействие санкций должно со временем увеличиться.
Уже с августа прекратится экспорт в Европу, составивший в прошлом году порядка 48 млн тонн (около 10 млн тонн российского угля было отгружено в Украину), пишут аналитики, отмечая, что увеличение поставок из балтийских портов в начале квартала объясняется, по-видимому, попытками закупить запас до вступления в силу санкций. Усилия по переориентированию поставок на другие рынки столкнутся с инфраструктурными ограничениями и недостаточной провозной способностью железнодорожного сообщения на востоке. При этом попытки увеличить ее могут быть осложнены прекращением поставок производственного оборудования в Россию.
В июне российское издание «Коммерсантъ» писало о значительном сокращении за первые пять месяцев года отгрузок из Кузбасса не только на западном направлении, но, из-за роста конкуренции с другими грузами, и на восточном – на 12%, а также о просьбе угольщиков увеличить пропускную способность сухопутных погранпереходов с КНР и организовать закупки или строительство балкерного флота для перевозки угля.
Минэнерго, согласно «Коммерсанту», в качестве наиболее негативного сценария рассматривает падение в 2022 году добычи угля на 17%, а экспорта — на 30%.
Российским экспортерам придется в конечном итоге перенаправить около 48 млн тонн угля с европейского направления и 16 млн тонн, ранее поставлявшихся Японии. И даже при наличии альтернативных покупателей в Китае, Индии и Южной и Юго-Восточной Азии российский экспорт, по оценкам аналитиков, упадет минимум на 12 млн тонн в 2022 году, оставаясь и в следующие два года уязвимым к ограничениям. Сроки же перенаправления поставок российского энергетического угля на восток остаются крайне неясными, заключают аналитики.
По их оценкам, к середине 2023 года упадет и экспорт металлургического угля из России – как минимум на 5 млн тонн.
В 2021 году, по данным Минэнерго, экспортные поставки российского угля составили 215,1 млн тонн, в том числе коксующихся углей 22,6 млн тонн.