
26.11.2021
Немецкие партии, получившие большинство голосов по итогам недавних выборов в бундестаг, объявили о достигнутом коалиционном соглашении, частью которого стал постепенный отказ от угля «в идеале» к 2030 году.
Ранее в Германии был законодательно закреплен срок выхода из угольной энергетики к 2038 году.
В соглашении, кроме того, предусмотрены цели по значительному увеличению доли возобновляемых источников энергии к 2030 году и повышение стоимости выбросов углекислого газа для стимулирования ускоренного прекращения использования ископаемого топлива, а также предоставление большей поддержки развитию технологий водорода в качестве альтернативного источника энергии, сообщает Reuters.
Коалиционное соглашение стало результатом переговоров, проходивших между Свободной демократической партией, Социал-демократической партией Германии (СДПГ) и партией «Союз-90/Зеленые» после федеральных выборов в сентябре.
Климат стал одной из центральных тем прошедших выборов, и перенос срока выхода из угольной энергетики с 2038 года – даты, которую экологические организации оценивали как слишком позднюю и неоднократно подвергали критике, – на восемь лет раньше ожидался по итогам переговоров: о предварительном согласии по этому поводу агентство Reuters сообщало еще в середине октября.
Выдвигавшаяся на пост канцлера Анналена Бербок от «Зеленых» неоднократно в ходе предвыборной кампании заявляла о необходимости ухода от угля к 2030 году и о том, что ее партия войдет в коалиционное правительство только при условии поддержки таким правительством целей выполнения Парижского соглашения по климату, предполагающих усилия по удержанию роста глобальной температуры в пределах 1,5 ⁰C.
По крайней мере об открытости к отказу от угля в более ранние сроки говорили и политики, представлявшие другие партии на выборах, – включая министра финансов Олафа Шольца, от СДПГ, который, как сообщает DW, должен возглавить правящую коалицию, официально сменив на посту действующего канцлера Ангелу Меркель 8 декабря.
Кроме того, эксперты указывали, что Германия в любом случае придет к более раннему окончанию угольной генерации и из-за растущей цены квот на выбросы углерода в Европе, и из-за климатического «бюджета» страны: в мае правительство одобрило новую версию закона о защите климата, установив цель сокращения выбросов на 65% к 2030 году (вместо прежних 55%) и 88% к 2040 году, а также новый срок достижения климатической нейтральности – к 2045 году (вместо прежнего 2050 года).
Германия, напоминает ценовое и информационное агентство Argus, также вошла в число стран, подписавших в ходе климатического саммита ООН в Глазго «Глобальное соглашение о переходе от угля к чистой энергии», по которому присоединившиеся к нему государства обещали отказаться от угольной энергетики в крупных экономиках в 2030-х годах и в остальном мире – в 2040-х годах.
Правящая коалиция намерена теперь пересмотреть закон о поэтапном отказе от угля, передвинув оговоренный для этого в законе срок с 2026 года на конец 2022 года.
Правительство также намерено, согласно документу, сохранить пять деревень, переселение и снос которых были ранее запланированы ради расширения добычи на буроугольном разрезе «Гарцвайлер» энергетической компании RWE в Северном Рейне – Вестфалии. Весной снос деревень был отложен до 2026 года. Однако решение по Лютцерату – деревне, ставшей центром многотысячных протестов и сопротивления угледобыче, – будут принимать суды, указывается в соглашении.
По достигнутому теперь соглашению коалиционное правительство также намерено довести к 2030 году долю возобновляемых источников энергии в суммарном валовом производстве электроэнергии до 80% – вместо ранее запланированных 65%. В 2020 году, согласно DW, доля возобновляемой энергии составляла порядка 45%.
Для выполнения цели в 80% в Германии намерены к концу десятилетия установить 200 ГВт солнечных мощностей и по крайней мере 30 ГВт офшорных ветровых.
Целевой показатель по береговой ветроэнергетике в документе не указан, но 2% площади страны должны быть выделены под ветрогенераторы, передает Argus. На данный момент, согласно агентству, в стране работают 58,37 ГВт солнечных мощностей 7,7 ГВт ошфорных ветровых.
На подходящих крышах всех новостроек предполагается устанавливать солнечные батареи, отмечает DW.
Коалиция, пишет Reuters, заявила, что будет стремиться к выходу на климатическую нейтральность и будет открыта к любым технологиям, кроме ядерной генерации, которая должна быть окончательно завершена в стране в соответствии с текущими планами к концу 2022 года. К этому моменту должны быть закрыты последние три работающие в стране атомных энергоблока, уточняет Argus.
По опубликованному соглашению Германия также введет минимальную цену на выбросы углекислого газа в размере €60 за тонну, если минимальная цена не будет согласована в системе ограничения и торговли квотами на выбросы в Евросоюзе.
Кроме того, принята цель по увеличению количества электромобилей в Германии до 15 млн.
Правительство, однако, отметило в соглашении дальнейшее использование природного газа как топлива, необходимого на переходный период – для обеспечения стабильного энергоснабжения до достижения показателей по возобновляемой энергии, пишет Argus. Новые газовые энергоблоки, впрочем, должны быть приспособлены к переводу на эксплуатацию на климатически нейтральном топливе, таком как «зеленый» водород.
Согласно DW, новое правительство собирается создать условия для отказа и от газовых электростанций к 2040 году.
«Политические лидеры Германии наконец-то признали то, что мы знали давно: смехотворный план предыдущего правительства по уходу от угля к 2038 году был нежизнеспособен. Отказ от угля к 2030 году теперь не за горами, но переключаться с угля на природный газ очень недальновидно, – сказала в пресс-релизе антиугольной коалиции Europe Beyond Coal активист немецкой кампании Вибке Витт.
В отношении газа с Витт согласна Катрин Гансвиндт, координатор кампаний по финансовым институтам немецкой экологической НКО Urgewald. По словам Гансвиндт, достигнутое коалиционное соглашение – «упущенный шанс» задать цель по отказу от природного газа к 2035 году, в соответствии с действиями, необходимыми для удержания глобального потепления в пределах 1,5 °C.
То, что это не было сделано, Гансвиндт назвала «большим разочарованием» и «неправильным сигналом энергетическим компаниям, банкам и страховщикам».
«В ближайшие годы потребуется постоянное и растущее давление гражданского общества», – сказала Гансвиндт.
По мнению Чарльза Мура, руководителя европейской программы исследовательского центра в области климатической политики Ember, новое правительство Германии понимает, что ждать до 2038 года, чтобы свернуть угольную генерацию, не имеет смысла ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения окружающей среды.
Теперь же уход от угля к 2030 году в Германии не оставит возможности «спрятаться» Польше, Чехии и Болгарии, считает Мур: «Остальные страны ЕС вносят свой вклад по углю и выводят его из использования в этом десятилетии, в соответствии с тем, что нужно сделать для достижения цели в 1,5 °C. Те, кто останутся позади, столкнутся с высокими ценами на электричество, неконкурентоспособной экономикой и растущим давлением, требующим предпринимать какие-то меры в условиях развивающегося климатического кризиса».
Витт также подвергла критике решение вновь сформированного правительства по поводу деревни Лютцерат, особенно с учетом ускоренного ухода от угля и возможности в рамках нового плана избежать сноса деревни.
«Моральный долг нового правительства – спасти все деревни в Северном Рейне – Вестфалии от уничтожения угольной компанией RWE, – сказала Витт. – […] Нет никаких оправданий тому, чтобы RWE продолжала лишать людей их домов».